О проекте

ПРОЕКТ

«МОЯ БЕРЕЖЛИВАЯ ШКОЛА»

Введение

С 2008 года Региональное молодежное общественное экологическое движение «Третья планета от Солнца» осуществляет деятельность по внедрению подходов устойчивого развития в экологическом просвещении. В 2016 году мы активно включились в обсуждение блока Стратегии-2030 под названием «Бережливое производство» и на протяжении 1,5 лет изучали данную концепцию. Мы уяснили для себя один факт: обе концепции – устойчивого развития и бережливого производства – вполне гармонично дополняют друг друга.

 

На первый взгляд направленные в разные стороны, они обе работают с ресурсами, людьми и деньгами. А значит можно адекватно концепцию бережливого производства включить в концепцию устойчивого развития.

Таким объединением идей двух концепций стал Окружной образовательный проект «Моя бережливая школа».

Постараемся разобраться подробнее. Итак, Концепция устойчивого развития, что это такое?

Развитие Человечества в прошлом веке было ориентировано на быстрый рост экономики, что привело к беспрецедентному по масштабам вредному воздействию на биосферу.

Возникли противоречия между всевозраставшими потребностями мирового сообщества и ограниченными возможностями биосферы по их удовлетворению. Богатства, способность обеспечивать развитие вида Homo sapiens и возможность самовосстанавливаться оказались у Природы достаточно ограниченными.

Было доказано, что устранение возникших противоречий и дальнейшее улучшение качества жизни людей возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего естественный биотический механизм саморегуляции Природы.

Термин «sustainable development», переведенный с английского как «устойчивое развитие», впервые был применен в 1980 г. в докладе «Всемирная стратегия охраны природы», подготовленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов. Однако всеобщее внимание к идее с таким названием было привлечено только спустя 7 лет.

В 1983 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). К деятельности этой исследовательской группы с самого начала было приковано внимание мировой общественности, так как она была создана по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Целью работы комиссии был назван поиск принципов мирового развития, на основе которых могли бы предприниматься совместные международные действия. Таким принципом мирового развития и стала концепция устойчивого развития, основные постулаты которой были опубликованы в 1987 году в докладе МКОСР «Наше общее будущее». Комиссия сформулировала его как «длительное непрерывное развитие, обеспечивающее потребности ныне живущих людей без ущерба удовлетворению потребностей будущих поколений».

Устойчивое развитие – это процесс экономических и социальных изменений, при котором использование природных ресурсов, деятельность экономики, нацеленность развития науки и техники, развитие личности и изменения управления обществом согласованы друг с другом и укрепляют существующий и будущий потенциал для улучшения качества жизни людей и всего человечества.

Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

Экономическая составляющая. С данного ракурса понятие «экономической эффективности» рассматривается совершенно под другим углом. Как стало ясно, длительные экономические проекты, учитывающие закономерности природы, в результате оказываются более эффективными, чем проекты, при реализации которых не учитываются возможные экологические последствия.

Экологическая составляющая. Основная цель устойчивого развития в области экологии – стабильность физических и экологических систем. Игнорирование потребностей экологии приведет к деградации окружающей среды и поставит под угрозу существование всего человечества.

Социальная составляющая. Именно осознание социальных проблем стало толчком к образованию данной концепции, направленной на сохранение культурной и социальной стабильности, а также на уменьшение количества несущих разрушения конфликтов.

Согласование этих различных точек зрения и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития – задача огромной сложности, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансированно. Важны также и механизмы взаимодействия этих трех концепций. Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки и интернализации (учtта в экономической отчетности предприятий) внешних воздействий на окружающую среду. Наконец, связь социального и экологического элементов вызвала интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участия населения в процессе принятия решений.

25 сентября 2015 года в Нью-Йорке 193 государства-члены Организации Объединенных Наций единогласно приняли новую Повестку дня в области устойчивого развития на период после 2015 года — смелую глобальную программу по ликвидации бедности до 2030 года и обеспечению устойчивого будущего.

Новые цели разработаны на замену Целям развития тысячелетия, действовавших в течение последних пятнадцати лет. 17 Целей устойчивого развития касаются наиболее важных экономических, социальных, экологических и управленческих проблем нашего времени.

Бережливое производство (lean production) – это подход к управлению организацией, основанный на повышении качества продукции и услуг при одновременном сокращении расходов. Звучит как нечто невозможное, однако практика показывает, что этого можно добиться, соблюдая некоторые правила.

Концепцию бережливого производства разработал инженер и предприниматель компании Тойота Тайити Оно вместе со своим соратником Сигео Синго. Потом уже она была адаптирована под американские компании и была названа Lean Production. Концепция предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника компании и полную ориентацию на потребителя.

Главная задача бережливого производства - непрерывное устранение потерь – только таким образом можно добиваться совершенства, снижать стоимость продукта и повышать его качество. У производственной системы Тойота есть термин muda, который и означает все возможные потери, отходы, мусор и затраты.

Итак, какие же существуют потери? Тайити Оно предложил семь, однако впоследствии к ним добавились еще три, правда уже американскими исследователями управления, и в итоге их стало ровно десять.

  1. Перепроизводство. Слишком много товаров, услуг или не вовремя.

  2. Ожидание. Когда незавершенный продукт простаивает в очереди на обработку, это добавляет стоимости продукту.

  3. Ненужная транспортировка. Ее нужно оптимизировать по времени и расстоянию. Любая транспортировка увеличивает риск повреждения.

  4. Лишние этапы обработки.

  5. Лишние запасы. Запасы на складах замораживают прибыль.

  6. Ненужные перемещения. Это потеря времени.

  7. Выпуск дефектной продукции, услуги. Помимо финансовых затрат, это еще влияет и на имидж компании.

  8. Нереализованный творческий потенциал сотрудников.

  9. Перегрузка сотрудников или оборудования.

  10. Неравномерность выполнения операции.

Вот эти десять видов потерь и нужно минимизировать, а то и вовсе исключить (причем не выделяя финансовых ресурсов). Это поможет повысить качество и снизить цену.

Бережливое производство – это подходы, методы, направленные на уменьшение всех возможных издержек и увеличение производительности труда.

Что же можно предпринять? Некоторые руководители уверены, что для повышения производительности труда необходимо, прежде всего, полностью модернизировать и автоматизировать рабочее место. Но так ли это на самом деле? Например, эксперты McKinsey основной причиной низкой производительности труда в России считают неэффективную организацию работы. То есть причина не столько в отсутствии современных технологий, сколько в непроизводительной работе и в потерях рабочего времени. Как это актуально для современных школ?

Виды потерь и методы их устранения в процессе функционирования организации представлены на схеме:

Поскольку обе концепции работают с людьми, ресурсами (природными, временными, трудовыми) и деньгами мы решили объединить их в одном Образовательном проекте «Моя бережливая школа».

Миссией проект «Моя бережливая школа» является повышение конкурентоспособности и устойчивого развития образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основе создания сети детских коллективных органов, осуществляющих контроль и помощь в решении проблем охраны окружающей среды в каждой школе региона.

Целью проекта является формирование детского экологического сознания, направленного на решение локальных экологических проблем.

К задачам проекта стоит отнести:

  1. привлечь внимание образовательных организаций и школьных сообществ к практическим решениям вопросов ресурсосбережения;

  2. поддержать интерес учащихся к деятельности по изучению и сохранению ресурсов нашей планеты;

  3. повышение мотивации ресурсосберегающей деятельности в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Проект «Моя бережливая школа» содержит два крупных блока, которые будут перекликаться друг с другом, содержать разные методики, но нацеливать учащихся на понимание основ ресурсосбережения, как основного фактора устойчивого развития и бережливости.

В первом блоке мы рассмотрим основные методики изучения ресурсооборота школы и методов ресурсосбережения основных природных ресурсов – энергии, воды, а также уменьшению образования отходов. А второй блок будет посвящен изучению и сбережению временных, трудовых ресурсов и развитию интеллектуально-творческого потенциала школьного коллектива.